Рек-дайвинг в Крыму

В последнее время становится модным экстремальный дайвинг: рек-дайвинг (погружение на затонувшие объекты) и кейв-дайвинг (прогулки по подводным пещерам).

К объектам рек-дайвинга (английское слово wreck — крушение), прежде всего, относятся затонувшие во время крушений и войн корабли. А также, самолеты, автомобили и даже поезда, по тем или иным причинам очутившиеся на морском дне. Сегодня во всем мире подъем грузов и кладов с затонувших объектов, без специального на то разрешения, запрещен.

Рек-дайвинг представляет собой рискованные подводные экскурсии. Много интересных «реков» находится в близких нам территориальных водах. Всевозможные затонувшие объекты хранят воды Черного моря и реки в Крыму: корабли, самолеты и подводные лодки. Многие из них лежат в непосредственной досягаемости для дайверов.

Так, в районе Фороса на глубине 25-30 метров можно увидеть греческий амфоровоз и русский военный корабль начала XX века.

Затонувшие объекты можно условно разделить на несколько групп по глубине и уровню сложности погружений.

Первая группа — до глубин 15 м. К ней относится множество судов, разбившихся и затонувших у берега, например, английский паровой фрегат времен Первой обороны Севастополя, лежащий в устье реки Кача на глубине 6 м, и советское военное судно «Ураллес», затонувший на глубине 14 м под Евпаторией.

Вторая группа — 15-30 м. На этой глубине можно увидеть такие корабли, как немецкий охотник за подводными лодками UJ-102 (22м), румынское военное судно «Santa Fe» (23м), судно «Волго-Дон» (30м).

Третья группа — 30-50 м. Это наиболее сложный уровень. Погружения требуют специальной дайвинг-подготовки, например, по программе TecDeep — PADI. Основные объекты этого уровня: подводная лодка М-12 серии, лежащая на глубине 43 м на траверсе Лукулла, пароход «Цесаревич Алексей» (50 м) у Тарханкутского маяка, болгарское военное судно «Варна» (50 м) в Каламитском заливе.

Батилиман

Затонувший перед Великой Отечественной войной сухогруз (общей длиной около 130 метров), иногда ошибочно именуемый греческим виновозом, лежит на глубинах от 6 до 17 метров. Дайверы найдут достаточно хорошо сохранившиеся фрагменты кормовой и средней части корабля (протяженностью более 70 метров). Можно сфотографироваться на лопастях гребного винта, проникнуть во внутренние полости судна.

Мыс Херсонес

Подводным продолжением мыса является огромная подводная коса, уходящая на несколько сот метров в море. На дне — интересный ступенчатый рельеф, большое количество старинных и современных якорей, попадаются керамические изделия — свидетели морских катастроф прошлых веков. Глубины от 20 до 40 метров. Обычны сильные течения, поэтому дайвинг в этом месте рекомендуется только для опытных подводников.

Шайтан

Название места говорит само за себя. Здесь, у отвесных скал, на верху которых расположена Генуэзская крепость, нашел вечное пристанище не один корабль. Поэтому и все дно густо усеяно металлическими деталями шхун. Да так густо, что даже компас отказывается работать. Глубины от 6 до 13 метров.

Вход в Балаклавскую бухту

Балаклавская бухта — одна из самых спокойных и тихих во время осенних и зимних штормов. Однако войти в бухту во время шторма нелегко. А значит во времена парусного флота многие из судов, пытавшихся спрятаться в ней в непогоду, гибли у ближайших к входу скал.

Такая участь постигла и известный английский корабль «Принц», перевозивший по преданию денежное вознаграждение английским солдатам. Поэтому подводники кроме созерцания красивых подводных пейзажей имеют шанс найти на память какой-нибудь раритет.

Часто встречаются пушечные ядра, керамика. Здесь же находится подводная пещера, на глубине более 20 метров лежит пушка.

Мраморная балка

Здесь в советские времена на глубинах 40 — 80 метров находилось стрельбище для подводных лодок. На глубины, доступные для дайвинга, попадали неудачно выпущенные торпеды и обломки разбитых мишеней.

При погружении на затопленную учебными ракетами подводную лодку, лежащую на семиметровой глубине, надо долго выжидать, когда под водой более-менее — развиднеется. К тому же, там часто бывают сильные течения.

В сторону Южного берега Крыма быстро нарастают глубины. Длительные погружения без декомпрессии здесь не возможны. Кроме того при организации дайвинга нужно учитывать низкую температуру воды на дне. Остальные затонувшие суда, обнаруженные в окрестностях — более современные и никакого исторического интереса не представляют.

Бухта Ласпи

Греческий виновоз, выброшенный на скалы в 30-х годах нынешнего века. Лежит на глубине от 8 до 18 м. Сохранилась кормовая часть. Корпус основательно разрушен, так как использовался в качестве мишени при учебных стрельбах.

Мыс Тарханкут. Транспортное судно «Волга-Дон».

С 1929 по 1941 г.- судно для транспортировки марганцевой руды «Волга-Дон». Захвачено немцами в 1941 г. в Мариуполе. Реконструировано для транспорта военных грузов и десанта). 25 ноября 1943 г. конвой в составе судна «Wolga-Don», в охранении румынских канонерских лодок «Stihi» и «Dumitrescu», а также тральщика R-205 и охотников за подводными лодками UJ- 2301 и UJ- 2309 следовал на Севастополь.

На борту «Wolga-Don» находилось 325 т. груза «Люфтваффе». В 19 ч. 07 м. советская подводная лодка Л-6 (командир капитан — лейтенант Б.В. Гремяко) атаковала его четырьмя торпедами с дистанции 3 кабельтовых. Погибло 5 человек. Экипаж снят кораблями охранения. Но судно осталось на плаву.

Был заведен буксир с канлодки «Dumitrescu», но усиливающееся волнение и ветер не дали до конца осуществить буксировку. Не дойдя до берега около 3 миль, «Wolga-Don» затонул со всем грузом на борту. Из немецких же данных следует, что было повреждено транспортное судно «Wolgo-Don», которое получило попадание одной торпеды в корму и потеряло ход в 20 милях юго-западнее м. Тарханкут. Глубина до 30 м.

На сегодняшний день — это самое большое и практически неповрежденное судно на доступной для дайвинга глубине. Судно лежит на ровном киле, кормовая часть отсутствует, трюмные люки открыты. В трюмах остатки груза — кассеты с авиабомбами. На баке пушка. В бытовых помещениях надстройки под слоем ила осколки посуды и т.п. Несколько пушек были подняты Севастопольской фирмой, сейчас проданы в музей.

В носовом трюме видна грузовая машина (руль с нее уже исчез, но в целом состояние неплохое.), и мотоцикл. Мотоцикл сильно заилен. Рядом с бортом лежит часть груза. Найдена подшивка газеты 1943 г. и несколько тарелок, супница с ручками в виде головы льва. Возвышение корабля над грунтом 6-8 м. Течение на глубине 3-4 м, видимость для Черного моря просто отличная.

P.S. Если у Вас появились вопросы после прочтения статьи, не стесняясь задавайте в комментариях.

P.P.S. С темами которые будут раскрыты в ближайшее время, Вы можете ознакомиться на этой странице.

Спасибо что поделились статьей с друзьями:

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика