Регулятор для акваланга

Регулятор – устройство, позволяющее снизить давление дыхательной смеси, поступающей из баллона до уровня, необходимого для безопасного дыхания человеком, подачи ее для вдоха и отведения продуктов выдоха.

Типы регуляторов:

  • одноступенчатый регулятор
  • двухступенчатый регулятор

Изначально все регуляторы были одноступенчатыми (их и сейчас можно встретить в старых моделях дыхательных аппаратов)и обладали рядом существенных недостатков, потому с течением времени и научной мысли их вытеснили — двухступенчатые.

Современный регулятор состоит из двух основных частей:

  • редуктора (1-я ступень)
  • и лёгочного автомата (2-я ступень).

regulator2Воздух из баллона подаётся в редуктор, где понижается до установочного давления, (на 8-12 атм. больше давления окружающей среды), и далее по шлангу поступает в лёгочный автомат (загубник которого берётся в рот), понижающий давление до уровня соответствующего давлению окружающей среды, обеспечивая комфортное дыхание при любом положении тела.

К такому типу регуляторов дополнительно подключаются манометр и октопус. Манометр необходим для контроля расхода воздуха. Он часто монтируется в консоль, включающую глубиномер (или дайв-компьютер) и/или компас.

Октопус — дополнительный лёгочный автомат (дополнительная 2-я ступень), предназначеный для оказания помощи напарнику (в случае, если он остался без воздуха) или замены вышедшего из строя основного лёгочного автомата. Обычно корпус октопуса (как и его шланг) окрашен в жёлтый цвет, и шланг имеет большую длину, чем у основного легочного автомата.

Выбор регулятора

Вот следующие конструктивные различия, которые могут быть учтены при выборе регулятора:

  • конструкция первой ступени — диафрагменная или поршневая;
  • сбалансированная или не сбалансированная модель первой ступени;
  • вид соединения первой ступени с баллоном (YOKE, DIN);
  • количество портов высокого и низкого давления;
  • вращающаяся или сплошная конструкция первой ступени;
  • материал первой ступени;
  • установочное давление;
  • размер и материал второй ступени;
  • сбалансированная или не сбалансированная модель второй ступени.

reg_yokeМожно много спорить, что лучше поршень или мембрана, но какие бы аргументы за и против мы не приводили бы здесь, на легкости дыхания это почти не отразится и вы не заметите разницы между поршнем и диафрагмой в нормированном диапазоне температур и глубин (35-10 град тепла и 0-40м). Можно только заметить, что внутренности мембранного регулятора лучше защищены от окружающей среды герметизирующей диафрагмой в отличие от поршневой модели, которая менее устойчива к коррозии по объективным причинам.

Сбалансированность или не сбалансированности влияет только на некое комфортное ощущение, когда при меньшем давлении в баллоне вы не заметите разницу в легкости дыхания у сбалансированной модели.

Если вы технодайвер и баллоны спарки у вас забиты под 300 бар, то вам сам Бог велел пользоваться первой ступенью с переходником DIN300, причем данное решение более универсально, так как при необходимости можно использовать переходник DIN — YOKE что, кстати, невозможно в обратную сторону (с YOKE на DIN). Но, если вы не занимаетесь технодайвингом, то не стоит заморачиваться этой проблемой, YOKE будет легче в транспортировке и проще в обслуживании.

reg_dinКоличество портов необходимо учитывать опять же исключительно при технических видах дайвинга. И если вы ныряльщик «теплой воды», то не пытайтесь сосчитать количество портов высокого и низкого давления — их всегда будет достаточно для ваших нехитрых целей.

С точки зрения механической конструкции неразъемная и не вращающаяся первая ступень, такая как у Апекс 100-200 надежнее чем вращающаяся турель у Апекса 50. Правда, если это будет стоить дополнительных 100 USD, то вряд ли оно себя окупит.

Более легкие титановые конструкции, безусловно, более удобны при ограничениях веса в багаже, но стоит ли выкладывать дополнительные 100-200USD за это? Кроме того, многие сервисные центры не берут на обслуживание титановые модели. Потому как, титановая резьба легко срывается и в случае поломки по их вине возмещать полную стоимость испорченного регулятора клиенту для них не выгодно.

Чем меньше и легче вторая ступень, тем комфортнее ей пользоваться.

Установочное давление, имеет важный смысл при холодной нырялке (чем ниже давление, тем меньше шанс обмерзания), но для теплых морей оно абсолютно безразлично.

 

Сбалансированность и не несбалансированность второй ступени меньше отражаются на комфортности вашего дыхания в зависимости от объема оставшегося в вашем баллоне воздуха, но если есть модели, также сбалансированные по второй ступени, то почему бы не выбрать их при небольшой разнице в цене?

К слову сказать, многие забывают про такую важную деталь как загубник. Подчас комфортность плавания с регулятором зависит именно от него, потому загубник лучше использовать фигурный, расплавляемый по форме рта силиконовый.

Т.о. наиболее приемлемой можно считать легкую (возможно титановую, дело вкуса см. выше.) компактную модель (как первая, так и вторая ступени) известного производителя, с переходником YOKE и отсутствием любых регулировок, имеющую обе сбалансированные ступени и самое главное — обладающую минимальной ценой!

Эксплуатация

Перед погружением.

  1. Открыть клапан на баллоне и выдуть немного воздуха, чтобы пыль и частички воды не попали потом в регулятор.
  2. Проверить наличие и целостность резиновой прокладки на клапане баллона и убедиться в отсутствии загрязнения.
  3. Слегка смазать прокладку силиконовой смазкой или слюной. Смазывание предотвращает повреждение резиновой прокладки в подвижном сочленении с металлической частью регулятора.
  4. Прикрутить первую ступень регулятора к вентилю баллона. Больших усилий при этом прикладывать не следует, так как при открытии клапана баллона, давление воздуха закрепит это соединение.
  5. Открыть клапан на баллоне до конца и затем сделать пол-оборота в обратную сторону.
  6. Проверить показания манометра.
  7. Вдохнуть воздух из регулятора и проверить, нет ли посторонних запахов. Наличие таковых говорит о загрязненном воздухе в баллоне. Если запах обнаружится на глубине, немедленно прекратите погружение, так как токсичный эффект увеличивается пропорционально глубине.
  8. Проверить работу кнопки на второй ступени регулятора.
  9. Убедиться в целостности загубника и затягивающего ремешка.

После погружения.

  1. Перед снятием регулятора с баллона ополоснуть пресной водой регулятор на баллоне.
  2. Закрутить клапан на баллоне.
  3. Нажать кнопку на второй ступени регулятора и выпустить воздух из системы.
  4. Протереть резиновую заглушку на первой ступени регулятора насухо полотенцем или высушить струей воздуха из баллона. Частая ошибка — это направление струи воздуха не на заглушку, а на отверстие в первой ступени регулятора. Капельки воды в этом случае могут быть загнаны струёй воздуха внутрь регулятора.
  5. Просушенную резиновую заглушку крепко прикрутить к первой ступени регулятора.
  6. Прополоскать регулятор в пресной воде. Прополаскивание регулятора — это наиболее важная процедура сразу после выхода на поверхность. Даже, если невозможно промыть всё снаряжение, регулятор должен быть обязательно промыт, независимо от того, где вы ныряете — в море или в бассейне. Кристаллы морской соли, хлорки из бассейна, растворённые минеральные вещества рек и озёр могут испортить многие детали регулятора и послужить причиной коррозии.

    При полоскании регулятора, нельзя нажимать клапан второй ступени. Дело в том, что когда в системе регулятора нет давления (регулятор отсоединен от баллона или баллон закрыт и из системы выпущен воздух), при нажатии на клапан второй ступени вода беспрепятственно поступает в шланги. Таким образом, внутренняя часть регулятора засоряется и коррозирует.

    Промывание регулятора можно начинать, только убедившись, что заглушка на первой ступени плотно привинчена.

    Использовать тёплую (не горячую) воду для полоскания и промывания регулятора. Она лучше растворяет соль, чем холодная.

    После ныряния в соленой воде регулятор полезно подержать минут десять в пресной воде.

  7. Просушить, но избегать воздействия прямых солнечных лучей.

Хранение.

  1. В промежутках между погружениями регулятор вместе с BCD сразу переставляют на новый баллон, баллон кладется в теневое место на пол (палубу) или вставляется в специальные фиксирующие ячейки.
  2. Все шланги регулятора засовываются внутрь жилета. Таким образом, баллон не упадет никому на ногу и никто случайно не наступит вам на консоль или вторую ступень.
  3. При длительном хранении рекомендуется хранить его в разобранном состоянии с отсоединёнными шлангами.
  4. При транспортировке регулятор помещается в отдельный пакет.

Попадание воды внутрь регулятора.

Если вы совершили ошибку, и вода все-таки попала внутрь первой или второй ступени, то нужно провести следующую процедуру оказания первой помощи регулятору:

  • Необходимо подсоединить регулятор к полностью заправленному баллону, открыть его вентиль.
  • Нажать на клапаны вторых ступеней (как основного, так и октопуса) и держать их нажатыми несколько минут. Таким образом, вы просушите внутреннюю часть системы и очистите ее мощной воздушной струей от попавшей туда грязи.

В случае возникновения каких-либо неисправностей в работе регулятора лучше всего обратиться к специалисту. Кроме того, даже нормально работающий регулятор необходимо периодически показывать специалисту для диагностики.

P.S. Если у Вас появились вопросы после прочтения статьи, не стесняясь задавайте в комментариях.

P.P.S. С темами которые будут раскрыты в ближайшее время, Вы можете ознакомиться на этой странице.

Спасибо что поделились статьей с друзьями:

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика