9 советов по переключению скоростей на велосипеде

переключение скоростей на велосипеде

Привет друзья.

Вы уже заметили, что весна в разгаре 🙂

Еще не настолько жарко, чтобы прятаться в тени потягивая мохито, и уже не настолько холодно, чтобы кутаться в плед, согреваясь более горячими напитками (я о чае, а вы о чем подумали?)

Наконец пришло время, когда можно выкатить своего двухколесного друга и вволю погонять кровь по организму.

В статье о контактном педалировании мы вскользь коснулись правильного переключения скоростей, потому сегодня предлагаю рассмотреть его более детально.

Время, когда велосипед имел всего одну скорость, давно ушло, а нынешние байки имеют их немалое количество.

Многих интересует вопрос, как справиться со всем этим запасом скоростей?

Внешне вопрос вроде бы несложный, на руле есть специальные штучки (манетки) которые знай себе щелкай и получай удовольствие.

Но если копнуть глубже, все не так просто. Чтобы получать удовольствие от езды, оказывается, нужно знать, как эти штучки правильно переключать.

Что значит правильно?

Давайте разбираться.

Большинство современных велосипедов имеют 3 звезды впереди и от 7 до10 сзади. Казалось бы, переключай их по собственному усмотрению и не задавайся глупыми вопросами.

Но, оказывается, есть такие взаимные положения передних и задних звезд, допускать которых крайне не желательно.

Нет, такой вариант конечно возможен, но он в первую очередь указывает на неопытность ездока, а во вторую на то, что в скором времени у него появятся проблемы с самой системой переключения передач.

Пример

Пример

Почему это так, покажу на простом примере.

Посмотрите на рисунок и найдите разницу. Не замечаете? Подсказываю.

Рисунок показывает упрощенную схему системы переключения передач (вид сверху): короткие черные линии – это наши звезды (передние и задние), красная и зеленые линии – это наша цепь.

Из рисунка видно, что в варианте с положением красной цепи (неправильном) угол ее продольного изгиба намного больше, чем в зеленом (правильном).

Это говорит о том, что красная цепь подвергается значительно большим нагрузкам, чем зеленая, а значит быстрее выйдет из строя. В лучшем случае она просто слетит.

Кроме того повышенные боковые нагрузки могут повредить как цепную коробку так и сам задний переключатель.

Думаю, пример понятен.

Теперь разберемся, что такое правильное положение цепи и как его добиться в разных дорожных ситуациях для того, чтобы максимально эффективно использовать систему переключения.

Правильное положение цепи и соотношение звезд

Отталкиваться будем от передних звезд, их меньше и именно они отвечают за выбор дорожной ситуации.

Самая маленькая передняя звезда имеет номер 1, следующая 2 и самая большая соответственно 3 (в зависимости от количества звезд в блоке).

Самая большая звезда (3) предназначена для езды по ровной дороге с хорошим покрытием

Следующая (2) будет удобна для езды по дорогам без покрытия, имеющим ухабы, небольшие песчаные участки, много поворотов и т.д.

Самая маленькая (1) пригодится на бездорожье, крутых подъемах, езде по грязи, песку, каменистым и другим не особенно ровным участкам пути.

Но это еще не все. Каждой из больших звезд соответствует набор задних.

Задние звезды необходимы для более точной подстройки под дорожную ситуацию, и нумерация их прямо противоположна передним.

Самая большая звезда имеет номер 1 и далее по уменьшению диаметра 2, 3, …, сколько там их у нас есть.

Так вот если количество задних звезд разделить на количество передних, получим для каждой из передних звезд несколько соответствующих задних.

Соотношение звезд

Соотношение звезд

Не понятно?

Пример. Имеем набор из 3 передних и 9 (для ровного счета) задних звезд. Делим 9 на 3, получаем 3. Это означает, что каждой передней звезде соответствует 3 задних.

Двигаясь по прямой ровной асфальтированной дороге, включаем 3 переднюю звезду, а это значит (вспоминаем о правильном положении цепи) что ей соответствуют 9, 8, и 7 задние.

Переходим на грунтовую дорогу с выбоинами от колес транспорта, переключаем на 2 переднюю, которой соответствуют 6, 5, и 4 задние звезды.

Съезжаем на горную тропку с крутыми подъемами, переключаемся на 1 переднюю, которой соответствуют 3, 2 и 1 задние звезды.

Это конечно идеальный вариант, в реальности можно добавить к набору из трех задних еще по одной с каждой стороны:

3 передняя – 9, 8, 7, 6;

2 передняя – 7, 6, 5, 4, 3;

1 передняя – 4, 3, 2, 1.

Запомнить, возможно, с первого раза сложно, но по мере приобретения опыта это внедряется в подсознание и доводится до автоматизма.

Итак, с правильным положением цепи и соотношением звезд разобрались. Теперь обсудим вопрос, когда нужно переключать передачи.

Когда переключать передачи

Начну с того что нужно запомнить: садясь на велосипед выбираем среднюю переднюю звезду (2) и начинаем педалировать (крутить педали).

Почему среднюю?

Объясняю. Для того чтобы на старте снизить нагрузку на колени.

Велосипед находился в неподвижном состоянии, и для его разгона нужно будет прилагать определенные усилия.

На большой звезде это усилие может оказаться слишком большим, на малой – недостаточным для поддержания равновесия.

По мере разгона подбираем наиболее подходящую для кручения заднюю звезду (вспоминаем о том, что такое каденс).

Если позволяет дорожное покрытие и участок, плавно переключаем звезды до максимальной, соответствующей средней передней звезде (в нашем примере до 7й) и только после этого переключаемся на большую переднюю звезду (3).

Переключение перед подъемом

Переключение перед подъемом

В случае если качество дороги снижается (кочки, ухабы, песок), плавно переключаем звезды до минимальной соответствующей звезды (в нашем примере до 3й) и только после этого переключаемся на малую переднюю звезду (1).

Как только дорожная обстановка начинает возвращаться к исходной (ровный участок), также плавно возвращаемся обратно к средней передней звезде и далее к большой.

Рабочая передняя звезда – это средняя! С нее начинаем, ей и заканчиваем.

Как переключать передачи

Наконец мы добрались до последнего, но не менее важного вопроса – как переключать передачи.

Как не в смысле куда нажимать и что крутить, а в смысле как правильно переключать, чтобы не наломать дров.

Как мы уже говорили выше, все переключения должны быть плавными, без рывков и попыток перепрыгнуть через звезду (а то и две).

Дождитесь момента включения выбранной передачи, и лишь потом переключайтесь на следующую.

Все переключения нужно осуществлять только в движении: стоя на месте это все равно не получится.

Переключение перед спуском

Переключение перед спуском

Никаких излишних нагрузок на педали во время переключения быть не должно: порвете цепь. Достигли необходимой скорости – на время сняли усилие с педалей (достаточно простого их сопровождения) – переключили передачу – продолжили педалирование.

Зная и выполняя эти несложные правила, мы намного повысим качество управления велосипедом, сбережем собственное здоровье и продлим жизнь двухколесному другу.

Говоря о продлении жизни велосипеду, стоит вспомнить о своевременном техническом обслуживании, но это мы оставим для отдельной статьи. Для того чтобы не пропустить ее рекомендую подписаться на обновления блога.

И напоследок 9 полезных советов:

  1. о том какую передачу выбрать стоит подумать заблаговременно, не дожидаясь момента, когда это уже будет поздно;
  2. не забываем о переднем переключателе скоростей: сначала переключаем передние, потом задние звезды;
  3. стараемся поддерживать равномерный каденс (частоту вращения педалей);
  4. перед подъемом, заранее переключаемся на малую переднюю звезду, потом это может не получиться;
  5. если на подъеме скорость выбрана неправильно – дождитесь более-менее ровного участка для переключения, не рвите цепь;
  6. все переключения проводим без лишней нагрузки на педали;
  7. при езде по вязкому грунту переключаемся на более высокую передачу – меньше вероятность завязнуть;
  8. торопиться с переключением значит подвергать опасности систему переключения передач. Плавность – залог успеха.
  9. перед спуском, заранее выбираем необходимую передачу, потом на это может не быть времени ведь придется следить за дорогой и тормозами.

На сегодня у меня все.

Удачных покатушек.

С уважением, Сергей Дроздов

P.S. Если у Вас появились вопросы после прочтения статьи, не стесняясь задавайте в комментариях.

P.P.S. С темами которые будут раскрыты в ближайшее время, Вы можете ознакомиться на этой странице.

Спасибо что поделились статьей с друзьями:

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

32 комментария к записи “9 советов по переключению скоростей на велосипеде”

  1. Tor:

    Велик — это бодрая тема! Вырос на велосипедах! Знаю их от «А» до «Я»! Разбирал их так, что даже обода со спицами менял … И падал, и ударялся, и царапался, и бока об асфальт не раз стирал! Но «пёрло» и весь ободранный, снова на него!)) Всё правильно здесь описано! Подробно!

    [Ответить]

    Евгений Reply:

    Спасибо Сергей за полезную статью. Не знал что есть такие подробности касательно переключения передач.

    [Ответить]

    Сергей Дроздов Reply:

    Пользуйтесь на здоровья 🙂

    [Ответить]

  2. Спасибо за полезную статью!
    У меня самого только недавно велосипед с передачами появился.

    [Ответить]

  3. Отличный обзор. Для меня переключение передач, наверное самое больное место, как это правильно сделать, когда, так что не было легко ехать(люблю нагрузку), но и не тяжело (свалиться на полпути) в общем вопросов очен-очень много!

    [Ответить]

  4. Хорош обзор. Но у меня вопрос, что делать если передача не попадает? Например переключаю с 4 на 3, она не переключает, даю 2 то она переключает на 3 и слышу трения. Цепь задевает что-то. Как исправить?

    [Ответить]

    Сергей Дроздов Reply:

    Что за переключатели? Как долго в работе? Цепь, кассету не меняли?
    Попробуйте поиграться с болтом натяжения цепи или натяжителем тросика.

    [Ответить]

    Вася Reply:

    Велосипед Рокстар 5.1. Он 2 года простоял в гараже, потом мне его подарили. С болтом сейчас попробую.

    [Ответить]

    Сергей Дроздов Reply:

    Как результаты?

  5. Спасибо за советы по переключению передач. Только недавно научился ездить и еще не разобрался в подобных тонкостях — переключаю передачи как хочу, а не как надо 🙂 Хотелось бы, чтобы двухколесный друг чувствовал себя хорошо, поэтому постараюсь прислушаться к вашим советам.

    [Ответить]

  6. Владимир:

    Раньше даже и не задумывался, что это на столько важно и что нужно еще уметь переключать передачи! Спасибо большое автору за очень полезную статью! Надо будет еще почитать о пользовании велосипедом, как бы это смешно не звучало! 🙂

    [Ответить]

    Сергей Дроздов Reply:

    Тружусь только для вас дорогой читатель 🙂
    Рад что статьи приносят вам пользу. Для автора это как бальзам на душу.

    [Ответить]

  7. Вот автор на самом деле молодец, я сам катаюсь уже три года и если бы нашел такую статью раньше то наверное мой велик мне бы спасибо сказал)))

    [Ответить]

    Сергей Дроздов Reply:

    Спасибо за дифирамбы 🙂
    Рад быть полезным.

    [Ответить]

  8. Действительно полезная информация. А вот не знал. Всегда переключал скорости, как душе было угодно, теперь буду знать

    [Ответить]

  9. Даже картинку сохранил) по городу передвигаюсь в основном в синем диапазоне, а вот как держать первую большую звезду был не вкурсе

    [Ответить]

    Сергей Дроздов Reply:

    Был рад ввести Вас в «курс» большой звезды 🙂

    [Ответить]

  10. 12 mm:

    Вот вроде бы существует мудрость — «не нужно изобретать велосипед», а с каждым годом велосипеды меняются до неузнаваемости, на них не то что скорости переключать можно, на них уже стоит подвеска, можно поставить электро колесо, сумок навешать, в общем сегодняшний велосипеды сильно отличаются от того велосипеда про который говорили — «не нужно изобретать велосипед».

    [Ответить]

  11. Спасибо за полезную информацию до сегодня не знал как правильно переключать передачи… Помню одну забавную историю ехал я в гору слева была 3 справа 1 позже резко крутанул педали и у меня порвалась хорошо что сам переключатель не сломался теперь я так больше не езжу…

    [Ответить]

  12. Спасибо, полезная информация. Помню, как впервые купил велосипед со скоростями, решил его сразу и опробовать, домой на нем поехал. Пока ехал, трижды умудрился цепь сбросить с задних звезд. И так неудачно, что ее прямо заклинивало.

    [Ответить]

  13. Юрий:

    И не думал, что все может быть не так просто с велосипедом. Возможно и тавтология, но не в данном случае: в велосипеде изобрели велосипед. В любом случае информация была интересна и полезна.

    [Ответить]

  14. Никаких излишних нагрузок на педали во время переключения быть не должно: порвете цепь. Достигли необходимой скорости – на время сняли усилие с педалей (достаточно простого их сопровождения) – переключили передачу – продолжили педалирование. — это Вы самое главное правило отметили =) У новичков почему-то никогда не получается это делать.

    [Ответить]

  15. Ого, не знала что у переключения скоростей на велосипеде есть целая наука, интересно

    [Ответить]

  16. Юрец:

    Мне, как опытному велосипедисту, статья показалась примитивной и очевидной. Но допускаю, что есть люди, которым будет любопытно.
    Хотя мне хотелось бы отметить вот какой момент. Если велик дорогой, то в нем, как правило, все передачи переключаются чётко. А если это Ашан-байк, то хоть ты обчитайся эту статью, после переклюка манетки цепь будет скакать через раз.
    Мой вывод такой — профи это неинтересно.
    У новичков нет нормальной техники.

    [Ответить]

    Сергей Дроздов Reply:

    Статья действительно написана для новичков.
    Профи, и всем кому нужно больше информации, лучше покопаться на специализированных форумах.

    [Ответить]

    Аноним Reply:

    Слышь ты, профи, уйди *АЙ* с этого сайта, если не для тебя статья, твой мегамозг в комментах здесь никого не интересует.

    [Ответить]

  17. василий:

    Все-таки,как правильно,сначала переключать передние звезды,потом задние ?

    [Ответить]

    Сергей Дроздов Reply:

    не забываем о переднем переключателе скоростей: сначала переключаем передние, потом задние звезды;

    [Ответить]

    Сергей Reply:

    По тексту статьи написано наоборот, сначало заднюю до максимальной соответствующей передней, а потом переднюю. Так как верно?

    [Ответить]

    Сергей Дроздов Reply:

    Сергей. Вы взяли цитату из места в предложении, когда передняя звезда уже переключена (в среднем положении). Т.к. нам необходимо увеличить скорость мы сначала проходим вверх по всем задним звездам соответствующим средней, и только потом переключаемся на большую переднюю.
    В полезных советах описан общий принцип переключения от начала движения: сначала передние, потом задние. Так что все верно.

  18. Павел:

    Спасибо больше за статью.Обязательно пригодится начинающим велосипедистам. Я катаюсь лет 30 уже,но все ровно было интересно почитать,тем более очень доступно подано.

    [Ответить]

    Сергей Дроздов Reply:

    Спасибо за оценку, Павел

    [Ответить]

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика