Контактное педалирование. Что мы о нем знаем

Педалирование

Привет.

Хочу задать Вам глупый вопрос:

— Умеете ли Вы крутить педали?

Предвижу ответ:

— Ты чего, совсем с дуба рухнул? Да я на велике уже не одну сотню километров отмотал. Конечно же, умею!

Ладно, усложним вопрос:

— Умеете ли Вы правильно крутить педали?

— Правильно? А что, их можно крутить как-то неправильно? 😉

Что значит правильно крутить педали, или как это, по-научному – педалировать?

Содержание статьи:

  • правильно и неправильно
  • частота вращения педалей
  • при чем тут переключение скоростей
  • учимся крутить педали правильно
  • полезные советы

С первого взгляда все в этом процессе вроде понятно: педали крутить нужно по кругу (интересно, можно ли по какой-то другой фигуре), попеременно нажимая на педаль ногой, которая находится в верхнем положении.

Так-то оно так, но.… Сколько энергии мы при этом расходуем, и насколько оправданы такие затраты?

Прибамбасы :)

Прибамбасы 🙂

Сразу уточню, что техника правильного кругового педалирования, применима только для велосипедов оснащенных специальными контактными педалями (или туклипсами) с использованием контактной велообуви.

Если вы такими прибамбасами не обладаете или считаете что их использование это зло, рекомендую пропустить данную статью.

Лучше перейдите в рубрику Велотуризм и подыщите статью поинтереснее.

Статья может стать полезной лишь тем, кому интересен вопрос правильного кругового педалирования.

Также хочу предупредить, что в обычной обуви с обычными педалями у Вас ничего не получится.

Правильно и неправильно

Разница между правильным и неправильным педалированием заключается в том, какие мышцы, в какой момент времени у нас работают.

Мышцы ноги

Мышцы ноги

При неправильном кручении мы как раз попеременно нажимаем ногой на одну из педалей, заставляя работать четырехглавую мышцу бедра, ягодичную и икроножную мышцу. Остальные у нас практически не работают.

Из этого вытекает, что нагружаемые мышцы быстрее устают, а ненагружаемые просто так, – болтаются 🙂

По мере того как мышцы устают, уменьшается мощность кручения, скорость движения и длина пройденного пути.

Повысить КПД, снизив при этом усталость, поможет техника правильного кручения, а конкретнее техника кругового педалирования.

Что это такое?

Само название, круговое педалирование, говорит о том, что мы прилагаем усилия к педалям на протяжении всего цикла оборота шатуна.

В верхнем положении педали – толкаем ее вперед, а затем давим вниз, в нижнем положении – тянем ее назад, а затем вверх.

Что мы при этом выигрываем?

Мы попеременно задействуем все мышцы ног, тем самым снимаем часть усилий с наиболее нагруженных (четырехглавой и икроножной).

Вывод: уменьшаем усталость мышц, соответственно увеличиваем мощность кручения, скорость и прочее.

Итак, плюсы очевидны, теперь о минусах.

Во-первых, нам придется учиться крутить педали заново (попробуй теперь искорени вредную привычку). Путем тренировок навык приобретается быстро, и о другом способе педалирования мы забудем как о страшном сне.

Во-вторых, нам придется заменить педали и обувь на контактные (одно без другого бессмысленно). Да, накладно, зато сколько преимуществ.

Частота вращения педалей

С техникой разобрались, теперь поговорим о частоте вращения педалей т.н. каденсе.

Оптимальной, для велотуриста который не стремится к установлению рекорда в скорости, будет частота вращения педалей в пределах 60 – 90 оборотов в минуту.

Датчик скорости/каденса

Датчик скорости/каденса

При меньшей частоте вращения, быстро появляется «ломка» в коленях, при большей – скорее проявляется усталость.

При этом имеется ввиду частота вращения под нагрузкой. Понятно, что если мы движемся накатом с горки, больше внимания нужно уделить своевременному торможению, чем частоте вращения педалей.

Каденс, на протяжении всего процесса педалирования, нужно поддерживать в указанных границах для того, чтобы дать организму привыкнуть к одному темпу.

Будем его постоянно менять – только сами себя вымотаем.

Как узнать и поддерживать частоту вращения?

Простейший способ – подсчет про себя (или вслух, если так удобнее). Подберем темп, научимся, будем делать это на автомате, пока навыка нет – считаем.

Затратный способ – приобретение велокомпьютера. Он умный, сам все что нужно подсчитает, покажет и подскажет.

При чем тут переключение скоростей

А при том, что для поддержания более-менее постоянного каденса, при меняющемся рельефе местности, придется изменять и скорость движения.

По ровной дороге, поддерживая темп 60-90, можно ехать на более высоких скоростях, чем при движении в гору.

Переключатели скоростей

Переключатели скоростей

Под гору нагрузка возрастет, темп будет потерян, дыхание сбито и т.д.

Чтобы этого не произошло, своевременно переключаемся на пониженную передачу, не сбавляя темпа. При снижении нагрузки, повышаем передачу, также, не сбавляя темпа.

О том, как правильно переключать скорости поговорим в одной из ближайщих статей. Чтобы не пропустить ее подписываемся на обновления блога.

Учимся крутить педали правильно

Положение тела

Правильный выбор положения тела, при кручении педалей, сильно зависит от правильности выбора ростовки велосипеда и его подгонки под себя.

О том, как выбрать велосипед читайте в статье как выбрать велосипед для туризма

Правильная посадка должна обеспечивать монолитность корпуса: при педалировании корпус не должен раскачиваться в стороны, должен иметь положение близкое к вертикальному, поясница неподвижна.

Двигаться должны только ноги!

Если при кручении педалей мы помогаем себе корпусом, значит:

  • неправильно выбрано положение (регулируем высоту седла и руля);
  • неправильно выбран темп кручения (снижаем-увеличиваем темп);
  • неправильно выбрана скорость (переключаемся на низшую-высшую передачу);
  • неправильно крутим педали (читаем выше, что значит правильно)

Выработка техники педалирования

Лучшим способом выработки техники правильного кругового педалирования, считается тренировка с кручением педали одной ногой.

Педалирование одной ногой

Педалирование одной ногой

Закрепив ногу в контактной педали, стараемся привести велосипед в движение пользуясь только одной ногой. Давим на педаль, в нижней точке тянем ее назад, затем вверх и в верхней точке толкаем ее вперед.

Немного разогнав велосипед, стараемся равномерно крутить педаль и запоминаем, как и в какой последовательности работают мышцы.

То же самое проделываем со второй ногой. Когда кручение педали будет доведено до контролируемого автоматизма, пробуем то же самое проделать обеими ногами одновременно.

Как мы определились выше, в процесс кручения педалей должны быть включены только ноги.

Руки, шея, спина должны быть расслаблены (конечно, не настолько, чтоб свалиться с велосипеда) и не участвовать в педалировании.

Ноги параллельны друг другу, колени не разбрасываем в разные стороны.

Дыхание спокойное и ровное, взгляд перед собой, а не на ноги.

Задачка для желающих заработать. Какую особенность положения ног я не указал? Ответ можно найти в статье.

На этапе обучения не стоит слишком усердствовать, с силой подтягивая педаль вверх, мышцы которые длительное время просто болтались легко перегрузить. Тренируемся без фанатизма, все придет в свое время.

То же касается темпа. При изучении техники важен не темп, а правильность. Доведем до автоматизма правильность – добавим темп.

И в заключение несколько полезных советов:

  • При движении, максимальное время находимся в седле: крутим педали стоя или останавливаемся только в крайних случаях – все это сбивает темп и увеличивает усталость.
  • Педали вращаем плавно, без рывков, придерживаясь выбранного каденса.
  • Если снижается-повышается каденс – переключаемся на другую передачу.
  • Передачи переключаем в момент наименьшей нагрузки. Набрали запас скорости — снизили темп вращения педалей – переключились — возобновили темп.
  • И последнее. Как говорил знаменитый Карлсон: Спокойствие, только спокойствие. Не стоит делать лишних движений.

На сегодня у меня все.

Удачных Вам покатушек.

С уважением, Сергей Дроздов.

 

P.S. Если у Вас появились вопросы после прочтения статьи, не стесняясь задавайте в комментариях.

P.P.S. С темами которые будут раскрыты в ближайшее время, Вы можете ознакомиться на этой странице.

Спасибо что поделились статьей с друзьями:

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

24 комментария к записи “Контактное педалирование. Что мы о нем знаем”

  1. Вот спасибо за такую статью. Даже и не знал, что есть такие тонкости в езде на велосипеде. Реально думал, что знаю всё о велоспорте, что нужно знать любителю. В этом году учил свою дочь кататься на велосипеде. Теперь понимаю, что придётся учиться заново).

    [Ответить]

    Сергей Дроздов Reply:

    Рад что статья Вам понравилась.
    Да, в жизни иногда приходится чему-то учиться заново. Главное чтоб желание учиться не пропадало 🙂

    [Ответить]

  2. Мозг выпедалировали жестко…. Прочел до конца о мега педолировании…. Как-то слишком много тонкостей, несмотря на то, что статья крутая, это сомнению не подлежит.

    [Ответить]

    Сергей Дроздов Reply:

    Прошу прощения за мозг 🙂
    Главное чтоб с пользой…

    [Ответить]

  3. Никогда бы не подумал что крутить педали нужно как-то по особенному! Спасибо за статью! В следующем году обязательно так и буду кататься

    [Ответить]

    Сергей Дроздов Reply:

    Эта особенность касается только контактных педалей. С обычными фокус не пройдет…

    [Ответить]

  4. Познавательно в любом случае! Я вообще весной хочу собрать электровелосипед, в сборке присутствует система ассистирования педалями и намного проще будет ездить.

    [Ответить]

    Александр Reply:

    Лучше купить уже готовый велик с электро моторчиком, а время которое Вы могли бы потратить на изобретение велосипеда — пустить в другое русло.

    [Ответить]

    Сергей Дроздов Reply:

    Сто в гору 🙂

    [Ответить]

    Сергей Дроздов Reply:

    Думаю для электровела контактное педалирование большой роли не сыграет.
    Его эффективность дает о себе знать при постоянном поддержании темпа педалирования, а у «элика» какой там постоянный темп?
    То он Вас везет, то Вы ему помогаете…

    [Ответить]

  5. Начиталась и теперь совсем по другому думаю о том, какой велик покупать себе )))

    [Ответить]

    Сергей Дроздов Reply:

    Какой хотели раньше и какой сейчас?

    [Ответить]

    Оля Сологуб Reply:

    Да я не спец в этом. Ходила в магазин и мне консультат все предлагал горные, т.к. они надежней. Но я не думаю, что мне уж больно по горам ездить захочется. Мне больше по дорогам путешествовать 🙂 Вот и решила поизучать статьи по великам. У вас очень хорошо про них написано. Скоро я сама смогу консультантом подрабатывать )))
    А эту контактную педаль, как я понимаю, можно прикупаить отдельно и менять на обычном велике?

    [Ответить]

    Сергей Дроздов Reply:

    Спасибо за оценку.
    Да, контактную педаль можно купить отдельно и самостоятельно установить на вел.

  6. Интересно. Собираюсь в Крым, не знаете случайно где можно найти прокат шоссейных велосипедов?

    [Ответить]

    Сергей Дроздов Reply:

    Посмотрите на этой странице.

    [Ответить]

  7. Михаил:

    Еще бы добавил, что педали крутить должно быть легко. Иначе идет большая нагрузка на коленные суставы. Очень заманчиво, когда с 2-х оборотов ты пулей улетаешь вперед, но в результате убиваются суставы. А на контактах главное научиться выщелкиваться 🙂 и не бояться смешно падать 🙂
    По положению ног даже не знаю… в нижней точке нога должна быть полностью выпрямлена. И насчет посадки спорно, на мой взгляд. Чем вертикальнее посадка, тем выше сопротивление воздуха. Когда на шоссерах катаем — так там вообще практически лежа едем.

    [Ответить]

    Сергей Дроздов Reply:

    Спасибо за дополнения.
    Задача про положение ног… В Вашем ответе есть рациональное зерно, но к сожалению оно не сходится с правильным ответом 😉

    [Ответить]

    Михаил Reply:

    Да ну неважно 🙂
    По велотуризму много интересного есть у Котовского, если интересно — посмотрите. Наткнулся уже после первого откатанного сезона, было очень обидно, что не нашел раньше.

    [Ответить]

    Сергей Дроздов Reply:

    Заглядываю в нему время от времени. Оригинальный человек.

  8. благодарю за такую интересную статью раньше даже не задумывался о том что еще нужно уметь правильно крутить педали… живу в основном в горах катаюсь там на велосипеде и думаю себе тоже приобрести контактные педали полезная вещь)

    [Ответить]

  9. Юрец:

    Вот теперь пора развести холивар на тему «контакты vs топталки».
    А если говорить серьезно, то контакты удобны далеко не везде. При езде по городу постоянно встёгиваться задалбывает.
    А быстро вылезать из них… Конечно, после трех падений привыкаешь выстёгиваться вовремя, но и три падения надо пережить…
    Поэтому оптимальным были бы комбинированные педали (которые можно и топтать, и пристёгивать), но все существующие экземпляры такое, простите, гЭ….
    Поэтому я считаю — для спорта и походов — однозначно контакты.
    Для поездок по городу — только топталки.

    [Ответить]

    Сергей Дроздов Reply:

    Спасибо за Ваше мнение.

    [Ответить]

  10. Спасибо автору за такую познавательную статью!
    Написано интересно и со знание дела, а я то думала, крути себе педали и всего делов, а тут оказывается столько тонкостей! Удивили!

    [Ответить]

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика