Баллон для дайвинга

Любоваться красотами окружающего подводного мира можно и при погружении на задержке дыхания, однако для того чтобы это занятие стало действительно комфортным Вам необходим акваланг и соответственно основная его составляющая – баллон для дайвинга.

Баллон – это стальная или алюминиевая (реже из композитных материалов) герметичная колба цилиндрической формы основной задачей, которой является транспортировка и хранение содержащегося под большим давлением (до 300 атм.) газа необходимого для дыхания дайвера.

По назначению баллоны для дайвинга можно разделить на несколько типов:

  • zapasnoyосновной баллон – используется при погружениях в качестве основного источника воздуха (7-18л.);
  • запасной баллон – используемый только в качестве запасного «парашюта» (bale out) источник аварийного резерва воздуха (0,5-1л.);
  • пони-баллон – небольшой резервный баллон (2-6л.)

Конструктивно баллон для дайвинга состоит:

  • колба – хранилище для газовой смеси;
  • запорный вентиль – для перекрытия или подачи воздуха из баллона и соединения последнего с регулятором. Имеет в своем составе предохранительный диск, разрушающийся при возникновении избыточного давления внутри баллона и предохраняющий его от взрыва;
  • резиновое О-кольцо – уплотнительный элемент между запорным вентилем и регулятором;
  • башмак – пластиковый стакан, защищающий днище баллона от чрезмерных ударов о землю.

Выбор баллона

Существует несколько критериев при выборе баллона:

Емкость

Прежде всего, необходимо определиться насколько долго и на каких глубинах Вы планируете находиться под водой во время дайвинга. Если глубины погружения не будут превышать 10 м. Вам вполне подойдет баллон емкостью 10 л. причем воздуха в нем при среднем потреблении 40 л/мин на такой глубине и забивке баллона на 200 бар хватит на 50 минут (без резерва). При погружении на большие глубины желательно выбрать баллон емкостью побольше.

Материал

plavuchestПрименяемый при изготовлении материал определяет срок службы баллона и его вес: стальной тяжелее, но долговечнее, алюминиевый или композитный легче, но первый имеет ограничение по максимальному рабочему давлению (210 бар) а второй требует дополнительных грузов, так как имеют большую плавучесть.

Тип соединения с регулятором

Существует два основных типа соединения:

  • YOKE – простой и дешевый способ соединения при помощи струбцины. Быстрое и надежное соединение, рассчитанное на рабочее давление 230 бар имеет, однако слабую защищенность О-кольца от превышения давления.
  • DIN – обеспечивает надежную фиксацию регулятора и защиту О-кольца за счет применения резьбового соединения. Рассчитано на давления 232 – 300 бар. Не во всех странах используется на компрессорах, хотя применение переходника DIN – YOKE исправит ситуацию.

Защитное покрытие

Необходимо в основном стальному баллону, так как он более подвержен коррозии не только в водной среде, но и в воздушной при наличии в ней влаги. Для защиты таких баллонов от коррозии их сначала оцинковывают, а затем окрашивают. Алюминиевые и композитные баллоны в основном только окрашивают. Кроме того, для защиты от механических воздействий применяют специальную защитную сетку по размеру баллона.

Башмак

Защита днища баллона личное дело каждого, но в случае обучения дайвингу в некоторых закрытых бассейнах без этого нехитрого приспособления Вас к занятиям могут просто не допустить, боясь, что Вы по неопытности или невниманию сможете повредить кафельные или иные покрытия этого самого бассейна.

Тестирование

markerПри производстве любого баллона его подвергают ряду тестовых проверок как-то: визуальная проверка внутренней поверхности и гидростатический тест. При покупке баллона первое, что Вы должны проверить это дату последней визуальной проверки и проведения гидростатического теста (клеймо на горловине баллона). Визуальная проверка должна проводится раз в 1-2,5 года (в разных странах по-разному), гидростатический тест раз в 5 лет.

Цветовое кодирование баллонов

В зависимости от используемых дыхательных смесей горловины баллонов кодируются следующей цветовой маркировкой:

  • воздух (найтрокс) – противоположно расположенные белые и черные четверти;
  • кислородно-гелиевая смесь (гелиокс) – противоположно расположенные белые и коричневые четверти. Используется для глубоководных погружений с целью уменьшения токсического действия азота путём его полного удаления из дыхательной смеси;
  • кислородно-азотно-гелиевая смесь (тримикс) – сектора белого, черного и коричневого цвета. Используется при технических погружениях с целью уменьшения наркотического действия азота и кислорода;
  • чистый кислород – белая горловина. Применяется для обогащения дыхательных смесей;
  • чистый гелий – коричневая горловина. Применяется для обогащения дыхательных смесей.

Эксплуатация

О том как присоединить баллон к компенсатору плавучести можете ознакомиться в статье Учимся надевать гидрокостюм и снаряжение для дайвинга

Правила эксплуатации:

  1. Заправку баллона рекомендовано производить только специализированным компрессором в дайв-центре или магазине дайв-оборудования. Заправка индустриальным сжатым газом (с отличным от 21% содержанием кислорода и наличием разного рода примесей) может быть опасна для здоровья и жизни дайвера.
  2. Не стоит переносить баллон, держа за регулятор. Если отсутствует ручка для переноски, баллон к месту дайва и обратно лучше переносить, держа обеими руками перед собой: крепление регулятора не пострадает, да и на спину нагрузка меньше.
  3. В целях обеспечения целостности баллона (в частности предотвращения коррозии) желательно чтобы при всплытии давление воздуха в нем оставалось не менее 50 бар.
  4. После использования закрывайте запорный вентиль баллона, с целью предотвращения утечки дыхательной смеси.
  5. В целях собственной безопасности и безопасности окружающих, баллон желательно не ронять и не допускать соударений с окружающими предметами.
  6. Своевременно проводите необходимые тестовые проверки баллона.

Хранение

Баллон, как правило, устроен таким образом, что его горловина и донышко – толстые, а боковые стенки – значительно тоньше. Именно по этим причинам длительно хранить баллоны нужно только в вертикальном положении с небольшим остаточным давлением (40-50 бар). Кроме того, избыточное давление в баллоне уменьшает вероятность загрязнения его внутренней поверхности коррозийными или токсичными агентами: морской водой, парами нефти, бензина, дизельного топлива, ядовитыми газами, колониями грибов или микроорганизмов.

P.S. Если у Вас появились вопросы после прочтения статьи, не стесняясь задавайте в комментариях.

P.P.S. С темами которые будут раскрыты в ближайшее время, Вы можете ознакомиться на этой странице.

Спасибо что поделились статьей с друзьями:

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика