
Привет.
С каждым днем мы все ближе подходим к долгожданному моменту, когда, наконец, отправимся в велопоход: увидим интересные места, испытаем новые ощущения, посидим в хорошей компании у вечернего костра и насладимся прекрасными видами закатов и рассветов.
Команда единомышленников собрана, физически и морально настроена, велосипеды и снаряжение подготовлены. Осталось только выехать на маршрут и наслаждаться ветром в ушах, приятной усталостью в мышцах и ощущением свободы.
Кто там тянет руку с галерки!?
Понятно. Кто-то пропустил занятия по выбору снаряжения!
Надеюсь причина уважительная. Тогда Вам в помощь статьи о том, Как выбрать велосипед для туризма и Выбираем велосипедный рюкзак.
Для тех, кто этот вопрос для себя уже закрыл, хочу задать еще парочку…
— А Вы уже определились с тем куда отправитесь? На какой период времени и что хотите там увидеть?
Упс!
Ничего страшного, просто пора заняться планированием маршрута.
Содержание статьи:
- Протяженность
- Сложность
- Длина ходового дня
- Пополнение запасов
- Места для ночевки
- Как добираться до точки старта и от точки финиша
- Альтернативные пути
- Программы в помощь
Куда ехать и что смотреть решать, конечно, Вам. Советовать я тут ничего не буду.
Моя задача помочь спланировать маршрут, указать на особенности и подводные камни, которые могут возникнуть.
Протяженность
Составление маршрута велопохода начнем с того, что определимся, какой протяженности будет наш маршрут не только во времени, но и в километраже.
Выбор протяженности маршрута нужно делать исходя из подготовленности группы и личных пожеланий каждого участника. Кому захочется позже, в пути, выслушивать придирки недовольных и менять намеченные планы. Думаю таких мало…
Для группы начального уровня подготовки, не стоит сразу планировать длительный велопробег, оптимальным будет трех- пятидневный поход, общей протяженностью 200 – 400 км.
Сложность
Длительность также зависит и от сложности рельефа местности, по которой предстоит двигаться. Логичным будет предположить, что одинаковое расстояние в 200 км по равнине, займет меньше времени, чем по горной или лесистой местности.
На длительность будут влиять и препятствия, которые могут оказаться на пути: затяжные крутые подъемы, реки, грунтовые дороги и бездорожье. Все это отразится на моральном и физическом настрое группы, а соответственно внесет коррективы в выбор протяженности маршрута.
Длина ходового дня
Совместно определив протяженность и сложность маршрута, мы можем прикинуть среднюю длину ходового дня, т.е. сколько километров и за какое время сможем пройти.
Для равнинного Крыма, при длительности ходового дня в 6 часов, нормальным будет преодоление 80 – 120 км в день, тогда как для горного, это расстояние может составить 40 – 60 км.
Предвижу возможный вопрос: — Почему так мало? Некоторые пешеходники проходят по 30 км в день!
Ребята, мы ведь не в шоссейных гонках учувствуем: хотелось бы и достопримечательности осмотреть, и отдохнуть немного (особенно после 2 часов толкания нагруженного велосипеда в гору), и т.д.
Думаю понятно…
Хорошенько обдумав эти моменты, нужно составить таблицу движения на каждом участке маршрута. В таблице указать длину конкретного участка, его сложность и примерное время прохождения.
При составлении графика, в первые день – два пути, не стоит планировать сложные участки с большими нагрузками. Нужно дать людям время для того чтобы войти в режим и сработаться.
Если планируется осмотр крупных достопримечательностей, длину ходового дня стоит сократить. Зачем гнаться за напряженным графиком, если при этом Вы ничего толком не успеете посмотреть.
Пополнение запасов
По сравнению с пешим походом, велотуристу редко приходится тащить на себе всю тяжесть снаряжения, да и путешествие проходит в основном недалеко от населенных пунктов. Это я к тому, что нет смысла брать с собой большой запас продуктов: придорожные магазины при необходимости помогут пополнить этот запас.
А потому при прокладке маршрута стоит заранее позаботиться о местах, где Вы будете пополнять эти запасы. Посмотрите, через какие населенные пункты Вам предстоит проезжать, и прикиньте, где и в какое время сможете остановиться у ближайшего магазина.
Это же касается и пополнения запасов воды.
Кроме населенных пунктов пополнить запасы воды можно в родниках находящихся вблизи от маршрута, а также на придорожных рынках. Продукты питания там лучше не покупать, чтобы не рисковать здоровьем, но запастись водой можно.
Подножный корм тоже никто не отменял: в сезон можно пару яблочек сорвать в саду или гроздь винограда на винограднике (только подальше от дороги и сторожей). Запланировать это нелегко, но как возможность отбрасывать не стоит.
Места для ночевки
Раз уж мы собрались в поход на несколько дней, то нужно подумать и о местах ночевки. Если ночевать Вы собираетесь в придорожных гостиницах (мотелях, кемпингах, и т.д.), заранее стоит выяснить, где они расположены.
Если Вас больше прельщает отдых на свежем воздухе, уточните, где можно будет остановиться с разбивкой палаток. Узнать это можно заранее побродив по туристическим форумам, задав вопросы опытным велотуристам (да и пешеходникам в том числе).
В худшем случае можно, изучив карту, примерно прикинуть предполагаемый район ночевки, а конкретнее уже определиться на месте.
Будет просто отлично, если в этом районе имеется возможность пополнения запасов воды и укрытия от непогоды.
Как добираться до точки старта и от точки финиша
Следующим по важности будет решение вопроса, как, и на чем Вы будете добираться до точки начала маршрута, а после его прохождения отбывать домой.
Нужно решить каким транспортом лучше добираться, в какое время он отправляется и когда пребывает в назначенный пункт. Желательно чтобы этот транспорт был беспересадочным. Представьте с каким «наслаждением» Вы будете переносить свой скарб от поезда к поезду при его ограниченной стоянке. А если один из поездов (автобусов, самолетов) придет не по расписанию?
Если без пересадки не обойтись, то по возможности начало маршрута лучше спланировать из его дальней точки, той куда (откуда) сложнее добраться. После окончания путешествия, усталым и довольным, проще добираться домой беспересадочным путем.
Подумайте о том, как Вы будете перевозить велосипеды и снаряжение в транспорте. Скорее всего, понадобятся специальные чехлы для велосипедов и оплата дополнительного места.
Альтернативные пути
Хорошо бы досконально продумать маршрут и строго придерживаться его в дальнейшем, но, как известно в дороге может случиться всякое. Это я не только к тому, что могут быть поломки велосипеда и травмы участников группы.
Кстати чтобы свести к минимуму их возможные последствия советую ознакомиться с составом походной аптечки и велоаптечки.
Я говорю о том, что может изменить планы в прохождении некоторых участков маршрута. К ним относятся неточности карты: дорога может быть нанесена на карте, а на самом деле — отсутствовать или быть непроходимой в данное время года.
В связи с высокой пожароопасностью, через некоторые участки проезд может быть временно закрыт. Например, в заповедниках.
Могут встретиться места полностью закрытые для посещения, но не обозначенные на карте. Например, территории воинских частей, стратегических объектов и частных владений.
В таких непредвиденных обстоятельствах для объезда приходится выбирать альтернативный маршрут. Можно попробовать проскочить, но это как говорится, на свой страх и риск.
Программы в помощь
Составлять будущий маршрут движения можно по туристической карте, как это делалось и раньше, а можно воспользоваться более наглядными программами и сервисами.
Для работы с электронными картами подойдет OziExplorer. Отличная программа для прокладки маршрута с большими возможностями. О том, как с ней работать, я напишу в одной из ближайших статей. А чтобы не пропустить статью, рекомендую Вам подписаться на обновления блога!
Из онлайн сервисов Вы можете воспользоваться популярными Google Планета Земля (Google Earth) и Google Карты (Google Maps).
Они просты в использовании и помогут визуально «проехать» по маршруту, увидеть рельеф местности и показать фото отдельных его участков.
Проложив при их помощи подходящий маршрут и обозначив на нем все, о чем мы говорили выше (протяженность, сложность, места стоянок, и т.д.), можно сохранить его, распечатать или загрузить в GPS навигатор.
Вместо заключения еще раз хочу напомнить. Весь маршрут будущего велопохода просто НЕОБХОДИМО обсудить со всеми его участниками. Возможно, Вы чего-то не учли или не придали значения, а совместное виртуальное прохождение по карте поможет найти эти недочеты.
На этом задачу составления веломаршрута можно будет считать выполненной.
Отличного Вам путешествия!
С уважением, Сергей Дроздов.
P.S. Если у Вас появились вопросы после прочтения статьи, не стесняясь задавайте в комментариях.
P.P.S. С темами которые будут раскрыты в ближайшее время, Вы можете ознакомиться на этой странице.
Интересная статья Поход с велосипедами, маршрут, передвижение по горам. Мне понравилось. Советую всем.
[Ответить]
Первое место, куда стоит заглянуть, в случае, если вы проживаете не в России — OpenCycleMap . Это специальная карта для велосипедистов с велосипедными маршрутами. Маршруты, я бы сказал, глобальные и не рассчитаны на местные легкие 8-часовые прогулки.
[Ответить]
Сергей Дроздов Reply:
Апрель 13th, 2016 at 20:35
По Крыму маршрутов пока маловато, но думаю совместными усилиями этот пробел можно заполнить.
А так сервис неплохой. Спасибо за справку.
[Ответить]