Привет друзья.
Не секрет что велосипед, как любой механизм, для нормальной работы, требует периодического обслуживания.
Когда-то его обслуживание не представляло больших трудностей, с этим мог справиться любой, хоть немного разбирающийся в технике, мальчишка.
Да и обслуживать было особенно нечего: смазал цепь, напихал смазки в заднюю и переднюю оси, подтянул скрипящие болты, вот, в общем-то, и все.
Современный байк – совсем другое дело. В нем появилось столько новых деталей и узлов, что, можно сказать его изобрели заново.
Что же в теперешнем велосипеде требует обслуживания и с какой периодичностью оно должно проводится?
Об этом и поговорим в сегодняшней статье.
Для начала коротко расскажу о периодичности технического обслуживания.
Установить строгие рамки для проведения ТО будет сложно, ведь каждый из нас по-разному эксплуатирует железного коня, однако условно его можно разделить на контрольный осмотр, поточное обслуживание и сезонное обслуживание.
Контрольный осмотр подразумевает под собой проверку (осмотр) основных механизмов велосипеда перед выездом.
Что проверяем:
Шины.
Визуально осматриваем покрышки на отсутствие повреждений, шишек, торчащего корда. Есть проблемы – заменяем.
Проверяем давление в шинах и при необходимости подкачиваем.
Рулевая колонка.
Зажав передний тормоз, покачаем рулем назад-вперед, при этом не должны ощущаться люфт и биения. Ощущаются – подтягиваем верхнее кольцо качения или крышку с якорем.
Зажав переднее колесо между ног, вращаем руль вправо-влево, он проворачиваться не должен. Проворачивается – подтягиваем затяжной болт или болты крепления выноса руля.
Тормозная система.
Поочередно отрываем колеса от земли и, слегка крутнув их, проверяем, не задевают ли тормозные колодки за обод (диск, покрышку). Задевают – регулируем болтами подтяжку колодок (предварительно убедившись, что колесо не имеет форму восьмерки или цифры 0).
При нажатии на тормозной рычаг (допускается его небольшой люфт) колесо должно надежно блокироваться, при отпускании разблокироваться (не заклинивать).
Тормозные колодки не должны быть изношены, а сам износ должен быть равномерным по всей поверхности. Толщина тормозных накладок для дисковых тормозов не должна быть менее 1 мм.
Цепь.
Приподнимаем заднее колесо и слегка вращаем педали, цепь не должна задевать щечки переднего переключателя скоростей, раму, шатуны, при переключении недопустимы скрежет и хрусты.
Если есть проблемы – ровняем (заменяем) переключатель (передний, задний), шатуны, смазываем цепь, винтами регулируем механизм переключения.
Установив цепь на большую переднюю звезду, оттягиваем ее вперед – звенья не должны оголять зубья больше чем наполовину. Иначе подтягиваем (укорачиваем) ее регулировочным винтом.
Поточное обслуживание проводится более детально, после, ориентировочно, каждой 500-2000 км пробега.
Что проверяем:
Резьбовые соединения.
Проверяем и подтягиваем все резьбовые соединения. Во время езды слышен посторонний шум – скорее всего где-то ослабло соединение и наша задача выявить такое место.
Каретка.
Беремся за шатуны и стараемся покачать их вправо-влево, люфта быть не должно. Есть люфт: в разборной каретке – подтягиваем чашки, в неразборной – заменяем каретку.
В случае, когда болтаются сами шатуны на валу каретки, подтягиваем их крепления к валу, не помогает – заменяем шатуны или вал (скорее всего, разбиты шлицы).
Колесные втулки.
Удерживаем велосипед вертикально и пробуем покачать колеса вправо-влево, люфта быть не должно. Есть люфт – подтягиваем конусные гайки. Не помогает – возможно, развалились подшипники и пора их заменить.
Смазка цепи и очистка кассеты.
Смазку рекомендуется проводить по мере необходимости, и если до нынешнего момента мы ее не делали, то самое время этим заняться.
Однако замечу, что смазывать цепь нужно с умом. Слишком много смазки, в данном случае – хуже, чем совсем без нее.
Дело в том, что большое ее количество притягивает больше пыли, грязи и песка, а они, в свою очередь, сильнее изнашивают и цепь, и кассету, и другие сопутствующие механизмы (тормозные диски, систему переключения передач, и т.д.)
Потому смазываем только шарнирные соединения цепи. Т.е. те места, которые реально трутся друг о друга. Лишнюю смазку обязательно удаляем.
Кассету снимаем и хорошенько, щеткой, проходимся по всем «злачным» местам, особое внимание уделяя пауку (на котором закреплены звезды). После чего смазываем тонким слоем смазки и устанавливаем обратно.
Колеса.
Колеса – наверное, самые нагруженные части велосипеда.
С заводского конвейера они выходят идеально ровными и отцентроваными, с равномерно натянутыми спицами.
В процессе эксплуатации, натяжение спиц ослабевает, появляются биения, восьмерки и т.д. Кроме того от сильных ударов могут деформироваться оси втулок, что еще больше усложняет ситуацию.
Своевременная подтяжка спиц, регулярный осмотр ободов и втулок позволит заранее выявить возможную проблему и своевременно ее устранить.
Рама.
Рама – несущая часть велосипеда, потому ей регулярно приходится выдерживать большие нагрузки.
Перевозка грузов, удары при езде по бездорожью, агрессивный способ езды – все это укорачивает срок службы рамы, отчего на ней могут появиться трещины.
Чаще всего это точки соединения нижней трубы рамы с рулевым стаканом и точки крепления подвески, хотя тут все завистит от конструкции велосипеда.
Если в результате осмотра мы выявили трещину в раме, то, как бы не было прискорбно, раму лучше заменить.
Если рама стальная можно попробовать заварить трещину сварочным аппаратом, но даже в этом случае уже стоит задуматься о приобретении новой.
Сварка алюминиевой или титановой рамы обойдется в приличную сумму, а карбоновую придется только менять.
Ездить с треснутой рамой – опасно для жизни. В любой момент она может лопнуть окончательно.
Седло и подседельный штырь.
Кроме осмотра основных деталей велосипеда, планового осмотра требует также то место, с которым мы контактируем собственной пятой точкой.
Осматриваем седло на наличие порывов и расслаивания материала. Проблемные участки подклеиваем, подшиваем и т.д. Если проблемы с седлом более серьезные – заменяем его.
Подседельный штырь осматриваем на отсутствие изломов и трещин. Если при езде слышен скрип – извлекаем его (штырь) из подседельной трубы, смазываем часть, которая будет находиться в трубе и устанавливаем обратно.
Переключатели передач.
Проверка состояния переключателей передач сводится к их визуальному осмотру на отсутствие явных повреждений и проверка в движении на отсутствие лязганья и хрустов при переключении передач, а также их смазка.
Если появилось лязганье – скорее всего, нужно подтянуть тросик переключателя, если хруст – мы не правильно переключаемся или сбились регулировки переключателя.
Как правильно переключать передачи читайте в статье 9 советов по переключению скоростей на велосипеде
О том, как правильно отрегулировать переключатели передач поделюсь в отдельной статье, потому рекомендую подписаться на обновления блога.
Тормозная система.
Проверку тормозных систем, как мы уже говорили выше, стоит проводить перед каждым выездом.
Если с тормозами проблем не возникает – это отлично, но, несмотря на это, время от времени нужно производить их чистку, замену износившихся колодок, подтяжку тросиков и общую регулировку тормозов.
Гидравлические тормоза необходимо хотя бы раз в сезон прокачивать для удаления возможных подсосов воздуха.
Манетки и тросики.
Хотя на эти механизмы в целом приходятся небольшие нагрузки, они также требуют чистки и смазки.
Манетки очищаем и смазываем, тросики и рубашки проверяем на отсутствие порывов, смазываем жидкой смазкой, стараясь, чтобы она (смазка) попала под рубашку.
Сезонное техобслуживание проводится два раза в год: при переходе на летний и зимний периоды эксплуатации.
Во время сезонного техобслуживания проводим все вышеописанные проверки, а также некоторые дополнительные.
Седло.
Для того чтобы оно прослужило дольше и не потеряло форму после воздействия влаги, хорошо его вытираем, удаляем грязь и сушим, после чего пропитываем специальным средством для защиты кожаных изделий.
Сушку проводим без прямого воздействия тепла (например, фена), иначе седло сморщится.
Подвеска.
Хотя элементы подвески и защищены от воздействия внешних факторов пыльниками, в осенне-зимний период им становится сложнее выполнять свою работу.
Всему виной повышенная влажность, грязь, соль которой посыпают дороги и другие внешние раздражители.
Постепенное проникновение этих раздражителей в смазку элементов подвески может вызвать (и вызывает) задир зеркальных поверхностей, а это в свою очередь плохо отражается на работе подвески.
Сезонная замена масла в передних и задних амортизаторах поможет подольше прослужить нашей подвеске.
Если велосипеда у Вас пока нет, но очень хочется, могу порекомендовать горные велосипеды в Санкт-Петербурге. Кроме того на этом ресурсе Вы найдете много сопутствующих велоаксессуаров по адекватным ценам.
Придерживаться рекомендаций по техобслуживанию или нет, вопрос частного характера. Некоторые велобайкеры предпочитают ничего не трогать, пока не возникнут проблемы, другие – слишком лелеют свой велосипед.
К какому «виду» относитесь Вы? Предлагаю написать в комментариях под статьей.
А у меня сегодня все.
Удачных покатушек.
С уважением, Сергей Дроздов
P.S. Если у Вас появились вопросы после прочтения статьи, не стесняясь задавайте в комментариях.
P.P.S. С темами которые будут раскрыты в ближайшее время, Вы можете ознакомиться на этой странице.
На даче, в гараже стоит велосипед «Stern», откатал на нем уже черт знает сколько и катался на нем черт знает где и по каким буеракам только меня не носило. Единственное, что я сделал за все эти годы — это подкачивал колеса и смазывал цепь. До сих пор на нем ничего не заменял. И я до сих пор удивляюсь этим обстоятельствам. )))
[Ответить]
Сам катаю даунхилл и ТО вела — это настолько неотъемлимая часть моего времяпровождения с велом 😀 Сперва тратил деньги на веломагазины, а потом уже как-то и сам пришарился))
Но переборка вела и подвески каждый сезон — обязательно!)
[Ответить]
На горном катаюсь уже больше года и за год не разу не задумывал о ТО, только колеса смотрю. Как то и в голову не приходило, что у велика может, что то сломаться, теперь буду знать.
[Ответить]
илья Reply:
Октябрь 16th, 2016 at 20:12
первый тех осмотр через 30 км нужно делать,следующий после каждого сезона
[Ответить]
Однозначно велик должен подвергаться ТО. Я за своим ухаживаю сам. Не вижу в этом ни чего сложного. И детали прослужат гораздо дольше, и ездить гораздо приятнее со смазанной цепью, нежели с сухой,которая пищит и скрипит.Всем удачи на дорогах)))))
[Ответить]
Спасибо за рекомендации, второй год велосипеду и еще ни разу не проводил полноценного ТО, так как небыло знаний.
[Ответить]
Сергей Дроздов Reply:
Август 26th, 2016 at 15:02
Теперь и знания появились. Может уже пора хоть разок провести контрольный осмотр 🙂
[Ответить]
Когда у меня был велосипед я каждую весну заново перенастраивал на нем передачи. Друзья постоянно удивлялись почему мой велик так хорошо едет) Так что вывод: хотите получать максимум удовольствия от катания — вовремя делайте ТО
[Ответить]
за байком нужно смотреть вовремя! многие доводят их до критического состояния, не выполняя элементарное ТО, а потом жалуются: цепь хрустит, вилка не работает и т.д.. Все потому, что нужно вовремя смазывать движущие части. У многих «велосипедистов» цепь не видит смазку месяцами, и сальники стерты от того что вилку не прочищали и не смазывали
[Ответить]
Однажды пришлось восстановить старый велосипед из германии. вел год простоял на улице во дворе: резина полезла, повсюду пятка коррозии. нашла мастера, тот зачистил раму, покрасил, сменил резину, перебрал и перемазал каретку, втулки и вилку, перемазал тросики. вел конечно не в идеальном состоянии, но ездит неплохо
[Ответить]
А как поменять задние тормоза? Велосипед долго стоял и кажется тормоза окислились(внутри провода). Остались только передние, но ними опасно тормозить…
[Ответить]
Сергей Дроздов Reply:
Сентябрь 14th, 2016 at 11:43
Какого типа у Вас тормоза?
И что означает «…(внутри провода)…»? Они у Вас электрические?
[Ответить]
Подготовка велосипеда к зимнему хранению требует всего лишь часа внимания, зато весной вы будете избавлены от ряда велосипедных проблем.
[Ответить]
У нас даже семейный конфликт возник на этой почве. Я честно сказала — мне не нужны скорости и прочее — мне нужно просто чтоб кататься. Как в детстве был «Орленок» и больше ничего мне не нужно. На что муж прочел мне длинную лекцию о сравнительных качествах велосипедов и в результате купил мне чудо с 25 передачами… Только начал объяснять, как за ним нужно ухаживать — был тут же грубо послан. Вот, теперь сам разбирает, регулирует, смазывает там что-то. Смешной… 🙂
[Ответить]
Сергей Дроздов Reply:
Сентябрь 11th, 2016 at 14:40
Зачем Вы так, к мужу-то 😉
А периодическое техобслуживание велику не помешает. Главное чтоб без фанатизма…
[Ответить]
Я вот тоже думаю, что может техобслуживание — это и хорошо и полезно для велосипеда, но врядли буду этим заниматься серьезно. Потому как некогда во-первых и не обучена этому во-вторых. Лучше кого-то из знакомых попрошу посмотреть. Если проблемы будут, конечно. Однако статья произвела на меня впечатление и заставила задуматься — а вдруг что нибудь случится на дороге? Поэтому впредь буду более внимательно относиться к своему железному другу
[Ответить]
Отлично узнавать новое и нужное новичку. Автору СПС
[Ответить]
личная практика доказала, что лучше солидола ничего нет для смазки. Нет, конечно если Вы берете дедушкин солидол из ржавой банки 40ка летней давности, то толку будет мало, а вот если купить тюбик хорошей современной смазки… особенно в холода — есть специальный морозоустойчивый, весьма практичный.
[Ответить]
У кого детство прошло на велосипедах, у того наверное не возникает вопросов как обслуживать велосипедов — ведь разбиралось и ремонтировалось все: от заклеивание камеры, до натягивания шпиц…
А сейчас… уж не знаю, давно ездил на велосипеде… хоть и очень полезно, надо возвращаться 🙂
[Ответить]
Сергей Дроздов Reply:
Октябрь 8th, 2016 at 22:05
Не совсем понял последнюю фразу. Вы знаете что это «очень полезно», но не хотите «возвращаться»? Или как?
Может что-то не так со знаками препинания?
[Ответить]
Внутри тросик проходит, у меня тоже задние тормоза не работают, но пока не поменял, езжу только на передних.
[Ответить]
А на что стоит обратить внимание, если собираешься оставить велосипед надолго, в отапливаемом паркинге? Как-то надо консервировать?
[Ответить]
Сергей Дроздов Reply:
Октябрь 13th, 2016 at 10:10
Первым делом очистить его от грязи, вымыть и высушить.
Снять цепь или выставить передачи на самые маленькие звезды, чтобы снять нагрузку с натяжителей.
Снизить натяжение тормозных тросов и тросов переключения передач
Снизить давление в шинах.
Желательно поменять смазку.
[Ответить]
Да, современные велосипеды как авто, столько наворотов. купил жене велосипед stern, когда пожаловалась что начала слетать цепь на некоторых передачах, посмотрев устройство — решил что лучше уж заплачу специалисту, чем сам туда полезу
[Ответить]
Скептически отнесся к статье. Ни разу не занимался техническим обслуживанием велосипеда. Просто катался, ремонтировал, когда ломался. Сейчас прочитал, посмотрел фото… Респект. Толково и убедительно. ТО нужно делать.
[Ответить]
Большое спасибо, довольно таки подробный мануал. Как раз планирую будущим летом в какое-нибуть вело путешествие, а как говорится готовь сани летом)
[Ответить]
Очень полезные советы, правда у самого велосипед стоит сломанный уже как месяц, главное не лениться все соблюдать)
[Ответить]
У меня Харьковский городской Titan. Уже два года совершаю на нем поездки на достаточно дальние расстояния. Он еще не создавал мне проблем в дороге, но, внемля голосу вождя мирового пролетариата «Будут!», я внимательно прочитал Вашу статью и кое-что полезное для себя отметил. А именно: подтяжку тормозов, смазку цепи и резьбовые соединения.
[Ответить]
Очень полезная информация. Спасибо! Как раз у нас подготовка к зиме, будем ставить велики на балкон.
[Ответить]
Я предпочитаю не трогать ничего пока не заскрипит. Сама не разбираюсь в железках. Техосмотром великов муж занимается
[Ответить]
Привет. У меня есть друг, который увлекается велосипедами. Он на велосипеде проехал весь Китай, Юго Вотсточную Азию и Индию. Сейчас он находится в Таиланде. В дороге у него тоже случаются поломки и передряги с велосипедом. Дам ему ссылку на вашу статью. Пусть напишет свой профессиональный коммент под вашей статьей. Другим тодже будет интересно)
[Ответить]
Сергей Дроздов Reply:
Декабрь 2nd, 2016 at 11:51
С нетерпением буду ждать комментария
[Ответить]
Мое мнение такое, если не знаешь сам как делать — доверь профессионалам.
У меня вечные проблемы были при выпрямлении восьмерке на колесе.
[Ответить]
Если не брать крайне увлеченных велосипедистов, то обычный каталец в лучшем случае наезжает за год 3-4 тысячи километров. В таком темпе ресурса хватит на 5 лет, как минимум.
[Ответить]
Еще ни разу не проводила полноценного ТО. Большое спасибо, очень полезные советы.
[Ответить]
Если бы сейчас вспомнить все то что прошли мы в юношестве на велосипедах. Одним словом было здорово. Приходилось и крутить их, и ремонтировать, и в руках носить, но столько впечатлений незабываемых, это того стоило.
[Ответить]
Лучше своевременно проходить ТО, чем потом серьезно ремонтировать велосипед. К сожалению, у нас народ катается, а элементарных правил ухода за двухколесным своим другом не знает.
[Ответить]
Хотел проконсультироваться. У меня колеса велика воздух не держат. В ремонт отвозил и потом вроде некоторое время все нормально было. А потом опять эта проблема возникла. С чем это может быть связано?
[Ответить]
Сергей Дроздов Reply:
Январь 19th, 2017 at 22:08
Шины бескамерные я так понимаю.
Возможные проблемы:
— неплотное прилегание шины к ободу (после попадания колеса в яму, обод деформировался);
— пропускает ниппель
[Ответить]
Много полезной информации взяла на заметку. Техобслуживание велосипедов на сегодняшний день — актуальная тема. Сейчас велосипеды имеют большую популярность, я например, летом в основном езжу на велосипеде, например на работу, с друзьями по выходным ездим за город.
[Ответить]
Кто знает как прокачать шимановскую гидравлику на Мериде?
[Ответить]
Сергей Дроздов Reply:
Февраль 8th, 2017 at 21:52
Может поможет.
[Ответить]
На балконе стоит велосипед Challenger горный, за 9 лет интенсивной эксплуатации ремонта вообще не делал никакого! Только раз в год смазывал цепь и все! Вот это было качество. А недавно брат взял себе новый велосипед, пару месяцев откатал и все сыпатьтся начинает. Марку не помню правда, но суть что раньше было лучше качество!
[Ответить]
Я себя отношу к той категории людей , которые живут по принципу «если все работает -то лучше ничего не трогать» Вспоминаю детство, когда катался на велосипеде -в это время инета у меня (как и компьютера) не было И поэтому взять где-то информацию как велосипед чинить не было возможности Да и велосипеды в те времена были ,мне кажется практичнее, долго не ломались, хотя я свой велик использовал на всю катушку
[Ответить]
Мне было интересно, но возник вопрос, а кроме как самому, починить велосипед не где? Вообще существует сервис?
[Ответить]
Сергей Дроздов Reply:
Март 3rd, 2017 at 20:47
Существует, конечно, только не во всех населенных пунктах )
[Ответить]
Как я завидовала в детстве обладателям велосипедов! Но у нас в семье его не было. Дело в том, что жили в малогабаритной квартире, и спортивный инвентарь просто нигде не мог уместиться.
[Ответить]
У меня велосипед зимует в сарайке. Подскажите, если там влажность (обычно зимой) выше нормы, то какие действия стоит предпринять, перед тем как вводить его в эксплуатацию перед велосезоном?
[Ответить]
Сергей Дроздов Reply:
Март 10th, 2017 at 18:30
Проверьте шины, кожаные и резиновые элементы(чтобы не потрескались), тормозные системы и системы переключения скоростей (подтянуть тросики, прокачать гидравлику), смажьте при необходимости цепь и кассеты(очистив от коррозии).
[Ответить]
Подскажите пожалуйста на моем велобайке в передним вилке один амортизатор заклинило что надо делать чтобы отпустило?
[Ответить]
Сергей Дроздов Reply:
Март 12th, 2017 at 21:32
Попробуйте залить ВД-40. Как откиснет — разобрать, почистить, помыть. Затем смазываем и ставим назад, если работает — катаемся, нет — ищем новую вилку )
[Ответить]
Лучше доверять профессионалам, лучше них никто не сделает ремонт.
[Ответить]
Велосипед — тот же транспорт. Естественно, за ним нужно ухаживать, то есть проводить техобслуживание. Ничего не вечно, а ТО позволит продлить срок службы велосипеда. Тогда, как мы на Аистах и Украине, наши дети смогут кататься на них, когда вырастут. Почему бы и да?
Еще бы камеры придумать такие, которые бы не прокалывались на дорогах — цены бы не было великам. А то только выедешь, то на стекло, то на гвоздь наедешь.
[Ответить]
Быстрее всего на велосипеде всегда убиваю педали. Езжу как калич какой-то, постоянно при езде ими зацеплюсь за какой-то камень или бордюрку. Ну хоть нет таких проблем как на фото, я бы на таком и ездить испугался)
[Ответить]
Недавно нашел в сарае у знакомых на даче древний велик «Украина», так общими усилиями вернули его к жизни. А после этого по очереди всю округу изъездили. Все таки, велосипед — это круто, даже круче автомобиля. Удачи всем и всего хорошего!
[Ответить]
Не люблю когда штанина попадает между цепью и звёздочкой, потом не отстирывается =)
[Ответить]
Сейчас такие навороченные велосипеды, что их довольно сложно обслуживать, по сравнению со старыми, советскими. Впрочем, и ломаются они гораздо реже, чем старые. Помню старые велосипеды: ремонтировать приходилось чуть ли не после каждого выезда, но и весь ремонт заключался в простом подкручивании гаек ключом, накачке шин да в выправлении спиц.
[Ответить]
А я свой велик вообще не обслуживал ни разу за 5 лет:( Просто накачиваю колеса и пару раз заклеивал дырку в шине. Спасибо за статью, пойду проверю остальные узлы и детали. у меня челенджер горный, кстати.
[Ответить]
2 года назад купил себе поддержанный cube ltd race 29 за 35к рублей, раз в год смазываю цепь, тросики и др движущиеся части, подтягиваю колодки, и т.д. вот только с тормозами ничего не делал, спс за статью теперь буду знать, что надо раз в сезон хотя бы прокачивать их (у меня как раз гидравлика). Вообще не понимаю, как тут большинство комментаторов пишут что не обслуживают вел вообще — это же та же техника, как авто или компьютер — не будешь следить развалится.
[Ответить]
У меня уже 5 лет стоит велосипед — на котором никто не ездит. Подскажите, наверное перед началом эксплуатации, нужно все проверить ? Жаль, я дуб дерево в этом. Лучше наверное обратиться к специалистам? Планирую его использовать на полную — по этому хочу что то сделать
[Ответить]
Сергей Дроздов Reply:
Июнь 9th, 2018 at 11:44
Конечно стоит все проверить, в Вашем случае у специалиста.
[Ответить]