
Привет.
В одной из прошлых статей под названием Походная аптечка – вещь абсолютно бесполезная мы выясняли, нужна ли в походе аптечка.
Если Вы для себя однозначного вывода не сделали, рекомендую почитать.
Сегодня зададимся другим вопросом. Нужна ли аптечка Вашему железному коню?
А ему-то зачем?
Он ведь железный: кушать не просит, при ушибах не плачет, а если вдруг заработает перелом, что ж, видно судьба у него такая.
Все это действительно так!
Но есть одно НО…
Если с велосипедом что-то серьезное все же приключится, и он выйдет из строя, тащить снаряжение Вам придется на своем горбу. А вдобавок тащить придется и искалеченного друга.
Нет такого желания? Тогда стоит уважить товарища и захватить в путешествие еще одну аптечку – велоаптечку.
Хорошо. А какие лекарства с собой захватить? Не тащить же, на всякий случай, запасной велосипед.
Конечно это не выход, но если предварительно определиться с маршрутом движения и возможными препятствиями, то можно прикинуть и вероятные поломки.
Возможные поломки и способы их устранения
Прокол шины
Чаще всего случается неприятность, связанная с проколами шин. Хотя эта неприятность может быть и природного характера, наиболее часто она связана с результатами человеческой деятельности.
Заботливо относиться к природе люди у нас пока не привыкли, поэтому напороться на битое стекло, или другие острые предметы, оставленные Хомо Сапиенс, не представляет большого труда.
В такой ситуации Вам понадобится снять колесо (гаечный ключ), разбортировать его (монтажки), найти место прокола и заклеить дырку (надфиль или наждачная бумага, клей, заплатка) и накачать колесо (насос).
Если воздух из камеры выходит медленно, а остановиться нет возможности, можно влить в нее 2-3 см. куб. воды. Тонкая пленка воды внутри камеры закупорит микроотверстие, и до привала Вы дотянете.
При серьезном повреждении камеры (разрыв, разрез) пригодится запасная.
Покрышки тоже имеют предрасположенность к разрезам и пробоям. Запасную редко с собой берут, но вот кусок старой покрышки длиной 30-40 см не помешает. В случае повреждения он используется как заплатка: вставляется внутрь поврежденной покрышки и прошивается капроновой ниткой или леской.
Если это не помогает и место повреждения увеличивается, на время можно покрышку вместе с ободом обмотать киперной лентой проклеивая каждый слой клеем.
Стирание тормозных колодок
На шоссейных дорогах, как правило, тормозные колодки служат долго и счастливо, да и пользоваться ими приходится нечасто.
В условиях бездорожья, грунтовых и горных дорог, глина с песком делает свое адское дело. Тормозные колодки от контакта с этим природным наждаком стираются за считанные дни (если не часы).
Устранение проблемы осуществляется регулярной подтяжкой тормозов и заменой колодок при серьезном их стирании. Необходимый инструмент: шестигранник.
Обрыв спиц
Обрыв спиц происходит, в основном, из-за неравного их натяжения: одни недотянуты, другие перетянуты. При движении по грунтовым дорогам, на кочках, нагрузка на них увеличивается, и перетянутые спицы может оборвать.
Также иногда, в колесо попадают посторонние предметы: палки, педали или конечности соседа, что тоже приводит к обрыву спиц.
Ремонту в походных условиях они не подлежат, поэтому восстанавливаются только заменой. Для замены потребуются запасные спицы (с ниппелями) и спицевый ключ.
Обрыв тросиков
В условиях горной местности, где часто приходится спускаться с крутых возвышенностей, а еще чаще держать велосипед со скарбом в заторможенном состоянии страдают тросики тормозов.
Они обрываются, расплетаются, короче выходят из строя. Ремонт проводится заменой, для чего пригодятся сам тросик и шестигранник.
Поломка багажника
Багажник несет на себе вес велорюкзака со снаряжением и на грунтовых дорогах или бездорожье имеет свойство ломаться. Сам багажник ломается редко, а вот места его крепления к раме наиболее уязвимы.
Сварочный аппарат с собой тащить, конечно, не стоит, но иметь для полевого ремонта запасной крепеж и хомуты будет не лишним.
Соответственно чтобы багажник для ремонта снять, а затем установить его на место потребуются гаечные ключи и отвертка.
Поломка петуха
Эта небольшая деталь (кронштейн для крепления заднего переключателя скоростей) ломается нечасто, но в случае поломки приносит уйму проблем с переключением скоростей. Вернее из всех Ваших 15 и более скоростей остается только одна!
Ремонт проводится выравниванием или заменой, потому рекомендуется иметь запасной.
Для замены понадобятся ключи гаечные и шестигранник.
Проблемы с цепью
Основная поломка, которая может приключиться с цепью это обрыв ее звеньев. В течение длительного времени на цепь приходится интенсивная нагрузка, потому иногда в ее жизни приходит переломный момент (в прямом смысле).
Но даже после этого она тем не менее подлежит восстановлению. Поломанные звенья удаляются (выжимка для цепи), заменяются запасными, и цепь сращивается (выжимка для цепи)
Если от слесарных работ у Вас имеется освобождение, придется возить с собой запасную цепь (хотя для ее замены тоже потребуется определенный навык, инструмент и толковый напарник).
Выход из строя переключателей и манеток
В любом велопоходе очень неприятно остаться с минимальным набором скоростей при выходе из строя одного из переключателей скоростей или манеток.
Можно, в крайнем случае, зафиксировать тросик в положении наиболее важной в конкретный момент передаче, однако самой проблемы это не решит.
Поломка случается крайне редко, но в полевых условиях практически не устранима.
Ремонт в этом случае проводится только заменой переключателя или манетки (отвертка, шестигранник)
Это, конечно же, не все возможные неисправности, но по частоте возникновения – основные.
Необходимый инструмент
Исходя из возможных поломок, определим, какой инструмент нам понадобится:
Наименование | Количество, размер | Назначение |
ключи рожковые | от 6 до 17 мм | подтяжка, ремонт |
ключ разводной до 25мм | 1 шт | подтяжка, ремонт |
набор шестигранников | 2,3,4,5,6,8,10 мм | подтяжка, ремонт |
отвертка плоская | 1 шт | подтяжка, ремонт |
отвертка крестовая | 1 шт | подтяжка, ремонт |
съемник каретки | 1 шт | снятие каретки |
съемник кассеты | 1 шт | снятие кассеты |
выжимка для цепи | 1 шт | ремонт цепи |
спицевый ключ | 1 шт | подтяжка спиц |
насос с манометром | 1 шт | накачка колес |
плоскогубцы-кусачки | 1 шт | подтяжка, ремонт |
надфиль | 1 шт | зачистка, обточка |
нож | 1 шт | резка |
монтажка | 2 шт | разборка колес |
…и расходный материал:
Наименование | Количество | Назначение |
изолента ПВХ | 1 шт | изоляция, крепеж |
ветошь | 1 шт | |
смазка WD-40 | 1 флакон 200 гр | антикоррозийная смазка |
смазка тефлоновая | 1 флакон 200 гр | смазка для всего |
нитки, иголки | 1 шт | ремонт покрышки |
клей резиновый | 1 тюбик 80 гр | ремонт камеры |
заплатки на камеру | 10 шт | ремонт камеры |
винты, гайки, шайбы, гроверы | 20 шт от 2 до 8 мм | ремонт, замена деталей |
наждачная бумага | 1 шт | зачистка камеры |
проволока | 1 м | пригодится |
кусок покрышки | 30-40 см | ремонт покрышки |
цепь (или кусок) | 1 шт | ремонт цепи |
Какие запчасти взять
С инструментом и расходником разобрались, теперь определимся с запчастями.
Наименование | Количество |
спицы | 5 шт |
ремкомплект багажника | 1 шт |
тросик тормозной | 1 шт |
тросик скоростной | 1 шт |
задний переключатель | 1 шт |
петух универсальный | 1 шт |
хомут ПВХ | 5 шт |
хомут стальной | 2 шт |
хомут подседельный | 1 шт |
каретка | 1 шт |
кассета | 1 шт |
задняя ось | 1 шт |
педаль | 1 шт |
запасная камера | 1 шт |
тормозные колодки | 2 компл |
петух | 1 шт |
Согласен. Немало. Зато самое основное и согласитесь легче, чем запасной велосипед.
Вместо заключения несколько советов, которые помогут избежать большинства из возможных проблем.
Профилактика
Перед началом велопохода проведите велосипеду полный техосмотр.
Перед любыми подъемами и спусками, особенно на грунтовых и горных дорогах, должна проводиться обязательная проверка тормозов, крепления багажника и навесного оборудования.
После спусков проверка крепления багажника, подтяжка болтов.
Навесной груз должен крепиться плотно: болтающиеся элементы, торчащие пряжки и тросики – угроза зацепа за деревья, кустарник и т.д.
Перед выходом на дороги с асфальтированным покрытием рекомендуется смазка цепи.
На привале, в жару, колеса следует укрывать для избегания их перегрева.
Вот вкратце и все.
Удачных Вам покатушек!
Интересное видео по теме:
P.S. Если у Вас появились вопросы после прочтения статьи, не стесняясь задавайте в комментариях.
P.P.S. С темами которые будут раскрыты в ближайшее время, Вы можете ознакомиться на этой странице.