
Впервые надев снаряжение и погрузившись под воду, новичок обычно инстинктивно начинает работать руками, однако вскоре выясняется, что руки для движения под водой практически бесполезны. Наиболее эффективный движитель под водой — ласты. Они дают возможность дайверу перемещаться под водой быстрее и с меньшими усилиями, а, кроме того, нести на себе необходимое (порой не легкое) оборудование. От их гидродинамических свойств и того, насколько хорошо они подходят лично Вам, зависит комфорт, расход воздуха и безопасность.
Конструктивно ласты имеют следующие элементы:
- крепление – приспособление для фиксации лопасти ласты к ноге
- лопасть – маховая поверхность ласты увеличивающая площадь соприкосновения ноги пловца с водой.
Для ласт, как и для любого двигателя, существенную роль играет коэффициент полезного действия (КПД), т.е. отношение выполненной полезной работы к затраченной на эту работу энергии. А так как при погружении от интенсивности полезной работы напрямую зависит расход воздуха, то чем больше КПД ласт — тем меньшее потери энергии на выполнение этой работы и соответственно меньше расход воздуха. Таким образом, ласты с более высоким КПД могут уменьшать расход воздуха на 20 — 30%, на столько же увеличивая длительность Вашего пребывания под водой.
Для увеличения КПД ласты, применяются некоторые технические усовершенствования:
- использование в основании лопасти «окон». Во время гребка с одной стороны лопасти создается зона повышенного давления, с другой – пониженного, что вызывает возникновение вихревых потоков на краях ласты в свою очередь создающих дополнительное сопротивление движению. Окна же пропускают воду, уменьшая разницу давлений и тем самым, ослабляя вихревые потоки. Данная конструкция не увеличивает скорости движения, однако уменьшает усилие для гребка.
- использование туннельного эффекта.
Во время гребка некоторое количество воды неизбежно скатывается в стороны, не участвуя в создании поступательного движения подводника. Для борьбы с этим явлением внутреннюю часть лопасти ласты делают из более мягкого материала, чем боковые части, и при гребке ласта прогибается, образуя желоб, ориентирующий поток воды в нужном направлении, уменьшая тем самым количество воды, скатывающейся вхолостую.
Другим способом создания туннельного эффекта является разделение пластиковой лопасти 2-4 продольными резиновыми желобками, допускающими поперечный изгиб.
Выбор ласт
Из всего разнообразия конструкций можно выделить ласты с галошей (закрытого типа) и ласты с полугалошей и настраиваемым стропом (пружиной) вместо пяточной части (открытого типа).
Какой из вариантов выбрать именно Вам зависит от того, для каких целей ласты предполагается использовать.
Для занятий в бассейне, скоростного плавания или подводной охоты имеет смысл остановиться на варианте ласт закрытого типа. Они очень удобны при надевании на босую ногу, обеспечивают плотное соединение ласты со стопой и обладают хорошими гидродинамическими характеристиками. Единственным отличием может быть длина ласт: для скоростного плавания необходимы более длинные ласты, чем для подводной охоты, так как во время охоты маневренность важнее скорости.
Для занятий дайвингом с использованием акваланга, больше подойдет вариант ласт с открытой пяткой и регулируемыми креплениями. Они наиболее удобны для крепления к неопреновым ботам, чем обеспечивается довольно крепкое сочленение с лопастью и придается необходимая сила гребку. Это является ценным качеством для преодоления сопротивления, создаваемого подводным снаряжением, или в случае борьбы с сильным течением.
На что обратить внимание при выборе
- Ласты не должны быть тесными, но и не должны «болтаться».
- При выборе ласт открытого типа обязательно примеряйте их на используемые Вами боты от гидрокостюма.
Надев боты, вставьте ногу в галошу — край ее должен находиться на уровне лодыжки. Если галоша не скрывает свод стопы, а ее край не достигает лодыжки, Вам нужны ласты большего размера. Вместе с тем верх стопы не должен быть сдавлен, нога должна входить в ласту до середины пятки. Такое положение стопы обеспечит максимальную эффективность движений.
- При выборе ласт закрытого типа обратите внимание на то, что ноге должно быть в них удобно.
Примерять такие ласты лучше всего на мокрую босую ногу. Вставив ступню в галошу, поставьте ногу на пол и перенесите на нее вес тела. Если при этом ребра ласт не давят на боковые поверхности ступни — Вы подобрали подходящий размер, в противном случае примерьте ласты большего размера.
Эксплуатация.
Перед погружением.
При надевании ласт с закрытого типа лучше не пытаться с силой оттягивать пятку назад, а аккуратно вывернув ее, просунуть ступню в носок галоши, а после, щелчком вернуть пяточную часть в исходное положение. При одевании и снятии ласт закрытого типа лучше не отстёгивать крепление на ласте, а стоит лишь расслабить его. Оставленная в расстёгнутом состоянии пряжка может потеряться.
Ласты надеваются в последнюю очередь, не следует надевать и ходить в них не только по пляжу, но и в воде. При погружении с берега рекомендуется, держа ласты в руке, дойти в ботинках до глубины, соответствующей уровню груди, и только затем надеть ласты. Ласты созданы для плавания в воде, а не для пеших прогулок.
После погружения.
Прополоскать ласты в пресной воде.
Промыть водой места креплений.
Просушить ласты (избегая воздействия прямых солнечных лучей).
Хранение.
При длительном хранении желательно вытащить ремни из фиксаторов ласт открытого типа и расправить их.
Не оставляйте ласты под воздействием прямых солнечных лучей, не сушите их на нагревательных приборах, избегайте деформации при транспортировке и хранении. В последнем случае не пренебрегайте применением пластиковых вставок в галошу, входящих в комплект поставки.
P.S. Если у Вас появились вопросы после прочтения статьи, не стесняясь задавайте в комментариях.
P.P.S. С темами которые будут раскрыты в ближайшее время, Вы можете ознакомиться на этой странице.